От маленького Арцаха до Великого Азербайджана один шаг?

По сообщениям некоторых информационных источников, в настоящее время подразделения ВС Азербайджана и примкнувшие к ним боевики исламских радикалов из Сирии, отступившие с южного фронта боевых действий в Нагорном Карабахе, скапливаются у азербайджано-иранской границы.
Стоит учесть, что практически весь северо-запад Ирана - это так называемый иранский Азербайджан со столицей в крупном городе Тебриз. Общая численность азербайджанцев в Иране составляет около 30%. В регионе, который охватывает пять провинций (останов), сильны сеператистские настроения. В 1940-е годы были волнения сепратистов.
Кроме того, в настоящее время там происходят выступления иранских азербайджанцев против транзита российской боевой техники в армянский Гюмри, где расположена российская военная база. Также нужно учитывать, что в Иране проживают и другие тюркоязычные этносы - карапапахи, туркмены, каджары и другие. Неизвестно, насколько они идейно втянуты с события в Нагорном Карабахе, но участие азербайджанских боевиков в сирийских событиях в первую очередь носит характер поддержки туркоманских группировок, т.е. по принципу этнической общности. То есть азербайджанские боевики воюют в Сирии именно в определенных группировках боевиков - а именно в составе туркоманских формирований, спонсируемых и поддерживаемых Турцией. Действуют они главным образом на северо-западе Сирии, в регионах проживания туркоман, где расположен и анклав сирийских армян - городок Кассаб. В 2014 году он пережил вторжение протурецких боевиков, в то время входивших в альянс "Джебхат ан-Нусра", с участием турецкой авиации, сбившей сирийский самолет. Вряд ли только боевики из Азербайджана поддерживают своих этнических "братьев".
Поэтому нельзя исключать вторжения "ветеранов" сирийских событий с территории Азербайджана в Иран, и пробуждения тамошних "спящих ячеек". А наличие последних, мягко говоря, не исключено, учитывая забюрократизированность и неповоротливость иранской полицейской машины и спецслужб. Да, кого-то они отлавливают, но тотальный контроль там невозможен, как в силу низкой технической оснащенности, так и симпатий части местных по отношению к сепаратистам, и определенной внутренней замкнутости. Да что далеко ходить - похожая ситуация в иранском Белуджистане, на юго-востоке Ирана, где около полутора десятка лет успешно действовали террористы и диверсанты из группировки "Джундулла", связанной с "Аль-Каидой", а с недавних пор появились новейшие группы боевиков, связанные с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России) и другими радикально-экстремистскими структурами, имеющие боевой опыт в Сирии и Ираке. Белуджи, конечно, на порядок, а то и на несколько порядков, воинственнее азербайджанцев и этнически близкий Пакистан рядом, зато азербайджанцев в Иране на порядки больше численно. Взорвется ли иранский Азербайджан или боевики могут ограничиться диверсионными действиями, сказать невозможно. Но топтаться на месте им смысла не имеет - будучи зажаты между наступающими силами НКР и иранской границей, они будут вынуждены либо контратаковать либо переходить в Иран, который, естественно, не ждет их с распростертыми объятиями. В первом случае в конфликт напрямую будет втянут Иран, а участие Турции, вынужденной выручать своих боевиков, станет еще более действенным. Таким образом, конфликт разрастется и примет характер глобального. Если Турция сумеет взять ситуацию под контроль, то регион фактически выйдет из-под контроля Ирана, и на его месте будет создан как минимум буферный пояс наподобие тому, который был создан Турцией вдоль сирийско-турецкой границы. Как максимум - это будет не пояс, а вся территория иранского Азербайджана либо его немалая часть, с размещением баз боевиков. Одновременно будет решена задача блокады поставок военной техники на российскую базу в Гюмри. Во втором случае путем проведения террористических и диверсионных действий эта задача боевиками также может быть достигнута - ввиду опасной обстановки сухопутный транзит также может оказаться под угрозой, что может привести к вооруженному вмешательству России для патрулирования. Со стороны Ирана военное вмешательство естественно, так как это его территория. Вмешательство Турции в таком случае останется на нынешнем уровне - применение советников, специалистов, групп коммандос, но уже на территории Ирана. Возможны и диверсии в глубине Ирана, с целью дезориентации иранского военного и политического руководства.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Почему Ростов 2.0?

Почему Ростов?

Коллапс ресторанной отрасли и Невмерюки-Данчиковы